В Южно-Сахалинске обсуждают проект «сахалинского моста»

В Южно-Сахалинске проходит научно-практическая конференция «Создание прямого железнодорожного сообщения Япония - Россия – Евросоюз». Об этом сообщает Sakhalin.Info.

Понятно, что центральной ее частью стало обсуждение возможности создания железнодорожного перехода «Сахалин – материк».

Как напомнил в своем вступительном слове губернатор области Александр Хорошавин, идея превратить Сахалин в полуостров появилась еще в XIX веке. В середине XX века началась ее практическая реализация, но вскоре по известным причинам работы были свернуты. Идея вновь была реанимирована на рубеже веков, в 2001 году было выполнено обоснование инвестиций строительства железнодорожной линии Селихино (Хабаровский край) - Ныш, а в 2003 году, в качестве составной части проекта, началась перешивка Сахалинской железной дороги на материковский стандарт - ее предполагается завершить к 2019 году.

Как сообщил губернатор, вопрос о возобновлении реализации проекта был вновь поднят во время июльского визита на Сахалин президента страны Владимира Путина и тот дал поручение подготовить до конца года необходимые документы.

В этой связи были подняты прежние материалы, проведены новые расчеты. Российская часть проекта сейчас оценивается в 400-450 миллиардов рублей.

Много?

Как сообщил начальник департамента минвостокразвития Яков Гринкруг, интегральная оценка мультипликативного эффекта выражается в 1,9 триллиона рублей прироста валового внутреннего продукта страны.

Мощный импульс развития получат как Сахалинская область, так и север Хабаровского края. По словам первого заместителя председателя правительства Хабаровского края Александра Левенталя, если экономика области выйдет на качественно новый уровень, то рост ВРП в Хабаровском крае будет даже выше, чем на Сахалине.

В процессе строительства будет занято около 11 тысяч человек, для эксплуатации новой железной дороги потребуется порядка 5 тысяч рабочих мест, из которых 1,5 тысячи - на острове.

Эта железная дорога обеспечит надежную всепогодную связь Сахалина с другими регионами страны, сократит срок доставки грузов на 2-3 суток и от 3 до 10 раз снизит стоимость транспортировки продукции.

Что же касается грузооборота, то рассчитано, что после 2020 года через «мост» даже по «консервативному сценарию» будет перевозиться 9,2 миллиона тонн груза (через паромы сейчас перевозится немногим более 1 миллиона тонн).

Еще большие выгоды сулит создание обозначенного в наименовании конференции прямого железнодорожного сообщения Япония - Россия - Евросоюз через тоннель через пролив Лаперуза или путем создания паромной переправы. Пока основной объем грузов здесь идет через Суэцкий канал, небольшая часть Северным морским путем. «Сахалинский мост» вкупе с начинающейся реконструкцией Транссиба и БАМа предложит третий путь - более быстрый. И вообще, товарооборот со странами АТР растет так быстро, что мощностей существующих портовых узлов уже не хватит, необходимо вводить в оборот новые, расположенные на юге Сахалина. И тогда через Сахалин уже может пойти до 30 миллионов тонн транзита.

Правда, как сказал Александр Хорошавин во время подхода к прессе, интерес японской стороны к проекту пока сдержанный: «Мы слишком много об этом говорим, но пока еще крайне мало сделали. Как только проект начнем реализовывать на практике, обязательно появятся и японские инвесторы».

Что же касается практики, то до нее еще все-таки далеко. Пока известно, что существует несколько вариантов железнодорожного перехода. Причем они были известны еще в 2002 году, когда в этом же зале (большой зал правительства области) проходила научно-практическая конференция «Создание устойчивой транспортной связи Сахалин – материк». Это три створа: средний, северный и южный - и три варианта перехода: мост, тоннель и глухая дамба с обводным каналом. Все они имеют свои плюсы и минусы, и прежде чем выбрать что-то, надо сначала провести дополнительные изыскательные работы, а затем начать проектирование.

И, по мнению выступавших на конференции, проектно-изыскательские работы надо начинать уже в самое ближайшее время. Иначе, как заметил заместитель директора института экономики и развития транспорта РЖД Сергей Шарапов, Сахалинскую железную дорогу можно будет вскоре закрывать, поскольку из-за отсутствия грузооборота она уже дотационна на 70 процентов…

Но, думается, до этого дело все-таки не дойдет. Во всяком случае руководители государства (Владимир Путин, Дмитрий Медведев) настроены к этому проекту благосклонно, а как заявил на конференции заместитель председателя комитета Госдумы по региональному развитию и делам Севера Роман Худяков, со стороны Госдумы это начинание также получит всяческую поддержку.